Об арт-буках, альбомах и др.формах "книги художника" читаем
ЗДЕСЬ.
Среди «книг художника», представленных на
выставке в Библиотеке "Проспект", были и
пространственно-графические объекты, которые, по мнению некоторых исследователей, книгами не считаются (Е. Григорьянц). Однако, поскольку эти объекты являются рефлексией на книгу как форму и культурное явление, я думаю, они могут быть все же отнесены к жанру «книга художника».
Подобные объекты могут отдаленно напоминать структуру книги, как, например, работа Екатерины Ефимовой и Лели Фроловой «Отпечатки сознания» (2015), сделанная так, чтобы вызывать у зрителя ассоциации с человеческим мозгом; или представлять собой геометрические объекты – по этому пути пошла Мария Никольская, которая вложила в бумажный куб книгу-гармошку с абстрактными офортами ("Путь", 2015).
Анна Ротаенко создала металлические каркасы книг и крутящееся колесо с изображениями и репликами, напечатанными на кальке («Ловушка для слов», 2015). Ее «книги» лишены какого-либо рассказа, хотя каждый фрагмент представляет собой цельную иллюстрацию, зарисовку, а фразы афористичны. История не складывается, потому что читается (и смотрится) в произвольном порядке.
Зеркально отражает этот прием Марианна Мангилева в работе «36 неснятых кадров» (2015). Здесь также используется прозрачный материал – тиражируемый носитель – фотопленка, в наше время воспринимающаяся почти как анахронизм, однако вместо изображений на ней в каждом кадре – описание того, что в нем должно быть.
 |
"Ловушка для слов" Анны Ротаенко.
|
 |
"36 неснятых кадров" Марианны Мангилевой |
 |
"Отпечатки сознания" Лели Фроловой и Екатерины Ефимовой. |
Юлия Вергазова своей «Антикнигой художника» (2015) совершает радикальный жест, отказавшись от книги в принципе, зрителю доступны только некий клубок из проволоки и аудио-намеки (шелест бумаги, шуршание и т.п.), которые документируют действия, производимые художником во время создания книги. Не менее радикален и второй объект художницы – «Банка художника» (2015), в которую автор сложила засохшую краску с палитр, испачканные тряпки, небольшие репродукции из альбомов, сломанные кисти и т.п. Банка герметично закрыта и одновременно напоминает как детскую игру в «секретики», так и своеобразный мини-музей художника.
 |
"Антикнига художника" Юлии Вергазовой |
 |
«Банка художника» Юлии Вергазовой |
Мария Комарова использует ленту Мебиуса, для своего объекта «Full circle» (2015), однако текст на нем представляет собой закольцованную историю жизни «обывателя», рассказанную от первого лица. Вот авторское описание: «… герой принял идеологию успеха и поверил в возможности личностного роста. Вся его жизнь – постановка целей и их достижение, главное в ней – быть эффективным, ведь счастье – это максимально полная реализация собственных возможностей. Его бесконечно повторяющаяся прямая речь превращается в бессмыслицу и подобие «дурной бесконечности». Закольцовывая историю своего персонажа, автор критикует культ эффективных менеджеров, возникший в обществе сравнительно недавно, и переживающий не лучшие времена в связи с текущим экономическим кризисом.
 |
Full circle Марии Комаровой |
Ольга Осипова в работе «Бойс. Призыв к альтернативе» (2015) «переводит» оригинальный текст художника Бойса в его любимый материал, войлок, порезанный на полоски разной длины. Длина полосок зависит от длины предложения, а цвет войлока – от того, какую функцию выполняет полоска (светлые в данном случае являются выделителями текста, таким образом автор подчеркивает наиболее важные для него «фразы»). Полоски можно перелистывать, что должно говорить зрителю о бесконечном варианте сочетания полосок, т.е. – вариантов прочтения. Явная отсылка к Бойсу через материал, являющийся для него эбмлематичным, делает необязательным в этой работе собственно сам текст. Текст существует, либо отсутствует в опыте зрителя, и в зависимости от этого работа будет либо «прочитана», либо считана только как тактильный объект.
 |
"Бойс. Призыв к альтернативе" Ольги Осиповой |
Наконец, некоторые художники сделали свою «книгу художника» видео- и компьютерными средствами. Слащилин Андрей в видеоперформансе «Работа над собой» (2015) бесконечно переписывает в школьной тетради одну и ту же фразу: «Всё так, как должно быть». Художник обыгрывает тему наказания и смирения: своим перформансом он напоминает о распространенной практике заставлять школьников переписывать тетради и неизбежностью этого действия, когда принуждает к этому авторитетная фигура, родитель или учитель.
Ипполит Маркелов и Екатерина Данилова создали работу «Glitch Kunstformen der Natur» (2015) в стиле глитч-арт (Glitch-art – искусство, созданное посредством цифровых помех и ошибок). В качестве основы художники использовали электронную версию книги «Красота природных форм» Эрнеста Геккеля. Создавая цифровые ошибки на страницах, авторы искажают информацию, делают ее недоступной для читателя/зрителя, сталкивая его с собственно эффектами глитч, которые можно воспринимать как новые эстетические формы. Чем-то глитч на страницах этой книги походит на красивый организм-паразит, поселившийся на теле старой книги.
 |
"Работа над собой" Андрея Слащилина |
 |
Glitch Kunstformen der Natur Ипполита Маркелова и Екатерины Даниловой |

«Книга художника» всегда была интересна множественностью подходов, которые может предложить каждый художник, порой сочетая их в одном произведении. Это жанр свободный и ни к чему не обязывающий, им могут заниматься графики, живописцы, дизайнеры, иллюстраторы, филологи, скульпторы… Как видим, некоторым художникам выставки в библиотеке «Проспект» удалось со своими книгами шагнуть на территорию современного искусства. Однако даже те, кто не ставил перед собой такой цели, оказались рядом с одной их самых радикальных стратегий, которые только могут быть у художника – в зазоре между искусством и неискусством . И дело здесь не во всеядности современного искусства и вольности интерпретаций автора данной статьи, а в особенностях жанра «книги художника»: в каждой конкретной работе он определяет собственные границы заново. Книга художника – это практически всегда жест. С помощью этого жеста автор решает любые задачи, от самовыражения до меркантильного интереса, от желания заставить зрителя погрузиться в книгу интеллектуально до интенции его спровоцировать и/или рассмешить. Так, художницы Александра Смирнова, Лиза Тульчинская и Дарья Барыбина приготовили традиционную для музейной выставки книгу отзывов в ярко-розовой китчевой меховой обложке и в такие же меха нарядили маркеры для записей («Розовый фламинго, дитя заката», 2015).

Если критериев оценки нет и куратор настроен благожелательно, то все позволено? Единственный критерий, который можно здесь предложить – обязательность момента превращения читателя в зрителя.
 |
"Исландский алфавит" (автора уточню) |
 |
"Щука" Камиллы Брызгаловой |
 |
Это моя книжечка Broken - я ее выкладывала здесь |
 |
"Книга про кошек" Жени Яхиной |
 |
"Поэзия разложения" Волина Артема |
 |
"Поэзия разложения" Волина Артема |
.
Побывала на выставке, узнала Ваши рисунки - было для меня неожиданностью, не знала, что участвуете)
ОтветитьУдалитьКак приятно!)
Удалить