Об арт-буках, альбомах и др.формах "книги художника" читаем ЗДЕСЬ.
Среди «книг художника», представленных на выставке в Библиотеке "Проспект", были и пространственно-графические объекты, которые, по мнению некоторых исследователей, книгами не считаются (Е. Григорьянц). Однако, поскольку эти объекты являются рефлексией на книгу как форму и культурное явление, я думаю, они могут быть все же отнесены к жанру «книга художника».
Подобные объекты могут отдаленно напоминать структуру книги, как, например, работа Екатерины Ефимовой и Лели Фроловой «Отпечатки сознания» (2015), сделанная так, чтобы вызывать у зрителя ассоциации с человеческим мозгом; или представлять собой геометрические объекты – по этому пути пошла Мария Никольская, которая вложила в бумажный куб книгу-гармошку с абстрактными офортами ("Путь", 2015).
Анна Ротаенко создала металлические каркасы книг и крутящееся колесо с изображениями и репликами, напечатанными на кальке («Ловушка для слов», 2015). Ее «книги» лишены какого-либо рассказа, хотя каждый фрагмент представляет собой цельную иллюстрацию, зарисовку, а фразы афористичны. История не складывается, потому что читается (и смотрится) в произвольном порядке.
Зеркально отражает этот прием Марианна Мангилева в работе «36 неснятых кадров» (2015). Здесь также используется прозрачный материал – тиражируемый носитель – фотопленка, в наше время воспринимающаяся почти как анахронизм, однако вместо изображений на ней в каждом кадре – описание того, что в нем должно быть.
![]() |
"Ловушка для слов" Анны Ротаенко. |