суббота, 28 марта 2015 г.

Книга художника как творческий метод

После долгих месяцев молчания, я возвращаюсь в блог с вопросом, известен ли вам такой жанр, как "книга художника"? Я вот недавно им увлеклась настолько, что написала целую статью про него с точки зрения современного искусства. Хочу здесь поделиться выдержками из нее и, конечно, показать сами работы.

Можно подумать, что это любая книга, сделанная вручную художником, и это, в общем, так. Но, вообще, "книга художника" - прежде всего, творческий метод, в котором автор использует книжную форму в качестве основополагающего инструмента. В Википедии сказано, что использует эту форму художник для самовыражения. Мои же наблюдения за этим жанром таковы: "книга художника" может быть методом и для художников, работающих в рамках современного искусства (что для меня сейчас особенно интересно).

Я могла бы подобрать иллюстрации работ известных мастеров этого жанра, но решила, что интереснее будет показать работы молодых художников, студентов "Свободных мастерских" Московского Музея Современного искусства, которые недавно сделали выставку "Книга художника" в Библиотеке "Проспект" в Тропарево (куратор – Дарья Камышникова).

Большую часть книг данной выставки я бы назвала арт-буками. Артбукинг, хорошо известный в блогосфере, – популярное направление в хобби и дизайне, предполагающие создание и оформление личных дневников, творческих тетрадей-книг, журналов, посвященных самым разным темам. Популярные темы арт-буков – путешествия (тревел-буки), подготовка к праздникам (например, December Daily), фотоальбомы о каких-либо событиях (скрапбуки); приемы – переделанные старые книги (альтер-буки), книги из обрезков бумаги и прочего мусора (джанк-буки) и др. Как вид хобби, это направление имеет истоки в американской блогосфере: блогеры, занимающиеся творчеством для самовыражения и раскрепощения, показывают свои работы в блогах и рассказывают о том, как они делают тот или иной скрап- или артбук, организуют обмены и конкурсы, продают свои работы. По сути, это форма интернет-самоорганизации людей, объединенных общим хобби. Важным условием создания арт-буков является свобода самовыражения: нет никаких правил, автор делает то, что ему хочется. Думаю, искусствоведы отнесли бы этот вид занятий к декоративному искусству.

Я предлагаю посмотреть, что выходит, если подобным видом творчества начинают увлекаться дизайнеры, иллюстраторы и художники. Их работы не акцентируются только на факте самовыражения, они становятся зачастую автобиографическими книгами в картинках или «автографической книгой», в которой автор текста является одновременно художником.

Примером профессионального тревел-бука является книга Натальи Петровой «Корея. Сеул. Дневники» (2012). Это зарисовки, скетчи, билеты, чеки, фотографии, скрепленные между собой короткими лиричными текстами автора, явно чувствующего себя одиноко в чужом городе, в чужой культуре. Дизайн книги осознанно выполнен в виде блокнота-дневника.

Ника Черняева представила свой «Музей личных коллекций» (начат в 2012 году), по сути, визуальный дневник, включающий в себя коллекцию впечатлений, образов, мыслей, планов и идей художницы. Структура альбома хаотична, изображения наслаиваются друг на друга, вступая в неожиданный диалог между собой. Автор собирает вырезки из газет и журналов, письма, зарисовки, этикетки, записки, визитки, пригласительные и т.п., потому что ему важно зафиксировать воспоминания и внутренние процессы.

Перенасыщенность образами, попытка их систематизировать, привести в порядок – характерная черта арт-буков. Создается впечатление, что здесь наиболее важен арт-терапевтический аспект: превращение обезличенного, технического, тиражного (то есть того, что мы обычно выбрасываем) в техничное, но наполненное смыслом, в том числе, если этот смысл до конца не ясен самому автору.


Несколько иная стратегия, хотя ее цель также – упорядочить образы – представлена в работе Дарьи Барыбиной «Секрет» (2015) – в альтер-буке, выставленном за стеклом. Из атласа анатомии здесь сделан «секретик»: все его текстовые внутренности вынуты, оставлены только несколько изображений внутренностей человека, составляющих причудливый коллаж.


Я показала на выставке "классический" арт-бук, с использованием ретро-фотографий (с целью избежать проблем с авторскими правами), техник коллажа, состаривания. Это небольшая работа «Gebet» (2010). Специфическим здесь является только содержание – это, по сути, «найденный объект», вырванная из неизвестной книги молитва Святому духу на немецком языке, напечатанная готическим шрифтом. Именно этот текст вступает в противоречие с теми изображениями, которые традиционно преподносятся в этом виде хобби как следствие «творческого выдоха».


Наконец, «Чемодан моих образов» (2015) Евгении Косушкиной представляет собой своеобразный «музей» образов художницы (от популярного для фотосессий образа Фриды Кало до народных костюмов), собранных в фотоальбом, декорированный бусами, вязаными элементами, лентами и т.п. Чемодан содержит также небольшой автопортрет художницы, зеркало и множество вещей, которые принято называть «милыми безделушками». Несомненно, здесь мы имеем дело с искусством декорирования, отсылки к такому хобби, как скрапбукинг, но в то же время – и к «коробке-чемодану» Марселя Дюшана как к форме личного музея художника.

Альбом в сложенном виде - монументальный труд!)
В следующих постах расскажу про другие "книги художника", в которых использованы совсем другие стратегии.

Фотографии в посте мои, авторов книг и со страницы Библиотеки "Проспект" в ФБ.

4 комментария:

  1. Ильмира, это очень интересно, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля! Сделаю продолжение - на выставке были очень интересные проекты.

      Удалить
  2. Очень интересно! Веду артжурналы уже 2 года.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. с интересом слежу за вашим творчеством и прогрессом)

      Удалить